Что такое единое землепользование

 

Что такое землепользование в Российской Федерации. Объекты и субъекты земельных правоотношений. Правила землепользования в 2019 году. Что означает единое землепользование? В чем отличие от многоконтурных участков? Способы преобразования единого землепользования.

Законодательное регулирование использования земель

Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.

Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:

  1. Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
  2. Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.

Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.

Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:

  • общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
  • отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.

Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.

Область применения

На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется. Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили. Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.

Постановлением Федерального закона №221 от года введены так называемые многоконтурные участки земли, которые стали альтернативой применения единого землепользования. Отличие многоконтурных участков земли заключается только в наличии немного другой классификации этих земельных участков и отсутствии кадастровых номеров для обособленных территорий, то есть кадастровый номер присваивается всему многоконтурному участку и только.

Правовое регулирование

Правовое регулирование в данной области выполняется на основании нормативных актов (правила присвоения номеров кадастровым участкам, приказы о кадастровом делении и подобное) в сфере кадастрового учета. Основным федеральным законом, который используется в практике правового регулирования в данной области, является Федеральный закон № 221, новая редакция которого появилась года.

Процедура регистрации землевладений и землепользований

Регистрация землевладений и землепользований – это внесение специальной записи в документы установленного законом образца. В ней отображаются сведения о земельном наделе, позволяющие закрепить его правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики, географическое положение и параметры.

Процедуру выполняет уполномоченный орган – Росреестр.

Зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ землевладение находится под охраной государства, которое обеспечивает защиту прав владельцев земельных угодий.

Регистрация землевладений и землепользований происходит на основании:

  • принятого уполномоченным госорганом решения о выделении надела для строго определенных нужд;
  • документов о проведении работ по землеустройству и установлению границ на местности.

О том, как происходит регистрация и какие документы необходимо предоставить для ее проведения, можно узнать в статье «Единый государственный реестр недвижимости».

Чем отличается единое землепользование от многоконтурного участка

Поскольку выделенные единые землепользования, которые не были преобразованы, продолжают существовать, важно знать, чем они отличаются от многоконтурных участков.

Главное отличие заключается в том, что землепользования объединяют несколько наделов, каждый из которых имеет свой кадастровый номер. Что касается многоконтурных участков, то у его составляющих нет собственного идентификатора.

Кадастровый номер присваивают только самому многоконтурному угодью.

Что считается объектом и субъектом землепользования

В соответствии с законодательством РФ, пользование земельных угодий может быть связано/не связано с правом собственности на них.

Объекты и субъекты землепользования являются элементами правоотношений, связанных с эксплуатацией земли. В качестве объекта землепользования могут выступать наделы, выделенные в результате отвода земель в натуре.

Если землепользование не связано с правом собственности, то его объектом являются участки, переданные во временное пользование на основании договоров аренды, субаренды или сервитута.

Что касается субъектов землепользования, то в этом качестве могут выступать граждане или предприятия/организации, являющиеся:

  • землевладельцами, чьи права подтверждены соответствующим свидетельством;
  • землепользователями, обладающими правом безвозмездного срочного или бессрочного (постоянного) пользования;
  • физические или юридические лица, использующие участки на основании права пожизненного наследуемого владения;
  • пользователи, получившие участок на основании договоров арены или субаренды;
  • лица, получившие сервитут.

Все они обладают правами и обязанностями, предусмотренные профильным законодательством РФ.

Законодательная база

Термин единое землепользование подразумевает определённое количество обособленных кусков земли, которые образовывают один участок. Каждый кусок земли имеет личные границы, кадастровый номер, а также геодезические данные. Кроме этого, геодезические данные могут быть объединены.

Также земельные наделы делятся на 2 типа:

  • условно обособленные;
  • обособленные.

Главное отличие между ними заключается в местоположении контуров. Условные земельные участки не имеют так называемый контур. Он, как правило, прилегает к соседним участкам, которые не входят в ЕЗ.

Все условные земельные наделы называются смежными. Потому что они расположены вблизи соседних участков ЕЗ. Но в то же время они разделены существующими границами.

Чаще всего статус единого землепользования присваивается землям садоводческих товариществ и объединений. Садоводческие товарищества часто имеют в собственности земельные наделы, расположенные отдельно друг от друга.

Каждый отдельный земельный участок садоводческого товарищества имеет в государственном земельном кадастре соответственный номер. В то же время они подпадают под статус единого землепользования.

Ранее крупные сельскохозяйственные объединения и предприятия имели в собственности большие земельные участки, которые в свою очередь, могут делиться на обособленные. Существует много примеров, когда землям присваивался статус единого землепользования.

Порядок присвоения статуса очень прост. Поэтому не составляет труда определить статус того или иного куска земли. Но так как в 2007 году было введено понятие многоконтурные участки, то необходимо правильно определять статус. Так как данные понятия имеют ряд принципиальных отличий. Прежде всего, используется различная правовая база. Но в то же время система учёта практически аналогична.

Понятие единого землепользования

На юридических форумах часто обсуждается вопрос, что такое единое землепользование. Поскольку это понятие встречается в специальной литературе, стоит ознакомиться с ним более детально.

Под единым землепользованием следует понимать земельный участок с определенным кадастровым номером, состоящим из 2 и более наделов, имеющих обособленные собственные контуры и кадастровые номера.

Такой порядок учета угодий существовал до 1 марта 2008 года, когда в силу вступил Федеральный закон от «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ.

Преобразование единого землепользования

Некоторые лица, в чьей собственности находится составной земельный участок, хотели бы его преобразовать. Порядок образования новых наделов из единых землепользований описан в письме Минэкономразвития от «О многоконтурных земельных участках» № 22409ИМ/Д23. Согласно этому документу, чтобы преобразовать единое землепользование, следует:

  • объединить его со смежными наделами;
  • перераспределить его между единым землепользованием и обычным участком;
  • выделить надел из землепользования.

В результате будет образован обычный или многоконтурный участок земли.

Выделение участка

Раздел единого землепользования путем выделения из него участка производится на основании соответствующего заявления в кадастровую палату. В нем следует указать причину принятия такого решения. Заявитель должен собрать пакет документов, подтверждающий право собственности на надел.

После проведения процедуры участок регистрируется как самостоятельная территория.

Таким образом надел зарегистрируют как обособленный земельный участок, а остальные территории – как многоконтурный надел.

Как оформляется перераспределение

Перераспределение единого землепользования требует переоформления документов. Для выполнения этой задачи сотрудникам кадастровой палаты придется провести анализ и сравнение данных, указанных в документации, с фактическими характеристиками участка.

Владельцы угодий, кроме заявления, должны предъявить:

  • свидетельство о праве собственности;
  • удостоверение личности;
  • кадастровый паспорт участка;
  • межевую схему.

После проведения процедуры сотрудники органа оформляют новый кадастровый паспорт на участок и вносят соответствующие изменения в другую документацию.

Процедура прекращения единого землепользования

На сегодняшний день статус единого землепользования был приостановлен вступлением в законную силу ФЗ №221.

Что касается его прекращения, то оно осуществляется путем преобразования единого землепользования, в результате которого собственник получает отдельные участки или многоконтурные наделы.

Последнее понятие, введенное ФЗ №221, пришло на замену единому землепользованию.

Правовая база

Фото 2

В основе любых правоотношений лежат законы и подзаконные акты. Правовые основы землепользования в Российской Федерации состоят из следующих законодательных актов:

  • Конституции РФ;
  • Земельного кодекса РФ;
  • федеральных законов;
  • законодательных актов субъектов РФ;
  • указов Президента России;
  • постановлений Правительства РФ;
  • ведомственных подзаконных актов;
  • нормативных актов субъектов РФ и органов самоуправления.

Правовые акты разъясняют те или иные понятия, определяют права и обязанности участников отношений и определяют меры наказания для нарушителей установленных норм.

Землепользователь по Земельному кодексу РФ имеет четко определенные обязательства, которые обязан соблюдать в процессе эксплуатации природного ресурса.

Предлагаем подробнее рассмотреть формы и виды землепользования, а также установленные законом правила.